Россия

Ростов-на-Дону. Донские были и небылицы.

Кипучая, могучая, неуловимая — вот она, жизнь Ростова, своеобразного донского Вавилона. В этом городе издревле звучала смесь наречий, объединенных одной движущей силой — торговлей.

Отсюда и такие разные прозвища: Ворота Кавказа, Порт пяти морей и Ростов-папа. Последнему определению, народному и с криминальным налетом, город обязан послевоенной разрухе, когда Ростов превратился в пункт стечения многих талантливых жуликов и аферистов страны.

Это сегодня Ростов — город-миллионник, причем «юбилейный» житель появился на свет еще в 1987 году. А начиналось все с урочища «Богатый колодезь», которое во время одного из Азовских походов заприметил Петр Первый. Правда, родоначальником города на Дону он не стал, а вот императрица Елизавета Петровна выбрала левый берег Дона под таможню — чтобы подати с купцов собирать.
Не прошло и года, как Темерницкая таможня обросла пристанью, гарнизонной казармой, а вскоре неподалеку и пограничную крепость возвели, чтоб Дон от вражеских набегов защищать. Вскоре о Ростове-на-Дону услышали не только на Черном, но и на Эгейском и Средиземном морях.

Правда, в самом городе до середины XIX века было всего 14 улиц, что не помешало ему стремительно развиваться. В том числе с легкой руки своих предприимчивых жителей, далеко не всегда строго придерживавшихся буквы закона, за что Ростов на пересечении множества торговых путей получил еще одно прозвище — Русский Чикаго.

А вот с гербом Ростову не повезло. Говорят, художник не разобрался в его словесном описании («В голубом поле башня, изображающая преграду от набегов соседственных хищных народов и поверхность нашу над ними, изображенную трофеем, составленным из оружия тех народов в красном поле»). В результате он изобразил кольчугу с луком и стрелами не совсем там, где было нужно, что, впрочем, не помешало горожанам почти сто лет жить под «неправильным» гербом.

Но довольно истории — давайте прогуляемся по городу, причем не только пройдем по парадным улицам донской столицы, но и заглянем в такие места, куда среднестатистический турист забирается нечасто.

Свое детальное знакомство с Ростовом можно начать с загадочных Парамоновских складов (расположены на берегу Дона, между проспектом Соколова и Университетским переулком) — очень уж живописно выглядят эти руины на фотографиях. Говорят, что когда-то склады (самый старый из них построен в середине XIX века) принадлежали разным хозяевам, однако молва чаще всего указывает на богатого зернопромышленника Елпидифора Парамонова. Пережив войну и бомбардировки, склады неоднократно горели и сейчас находятся не в лучшем состоянии. Но в этом-то и весь смак — любители истории найдут тут мотивы романского зодчества, а романтикам придутся по вкусу сами руины с озерцами и непересыха-ющими родниковыми водопадами; здесь даже в морозы зеленеет трава.

А дальше прямым ходом в музей паровозов (официально — Музей железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги). Для этого необходимо попасть на станцию Гниловская, где почти 2000 м путей занимают довоенные паровозы и первые тепло- и электровозы, паровые котлы, мотодрезины… Да чего тут только нет! Взять хотя бы единственный сохранившийся на СКЖД 45-тонный грузоподъемный кран постройки 1935 года и настоящий механический семафор. Кстати, приехать в музей можно как своим ходом, так и на ретропоезде. Два часа, которые продолжается тур, вы проведете в прошлом — в 1940-х годах. Поезд курсирует от Пригородного вокзала раз в сутки, а сам музей работает с 10:00 до 17:00 с обычным для музеев выходным в понедельник.

Благодарим за помощь в подготовке материала Бюро переводов Омск.